Из всех природных материалов, применяемых в дорожном строительстве щебень, пожалуй, можно считать главным.
Объемы производства щебня превосходят 3 миллиардов. кубометров в год. Толика Рф составляет около 5% от этой суммы, при этом приблизительно 70 млн.м3 раз в год употребляется в дорожном строительстве.
В общей цены строительства авто дорог расходы на материалы превосходят 60%. От их свойства почти во всем зависит безопасность движения, финансовая эффективность авто транспорта, также потребительские характеристики (коэффициент сцепления, ровность и т.д.) и долговечность сооружений. В особенности высоки требования к щебню, используемому для устройства верхних слоев дорожной одежки. Он должен быть устойчив к отрицательному воздействию природных причин, также к механическому истиранию от передвигающегося транспорта.
Щебень, используемый в дорожном строительстве можно поделить на две группы:
- осадочные скальные и рыхловатые горные породы. К этой группе относятся известняк, доломит и другие породы, крупностью фракций 5-20, 20-40, 40-70, 0-40 и 0-70 мм. В большей степени таковой щебень употребляется для устройства оснований одежд дороги.
- метаморфические и магматические горные породы – гранит, габбро, диабаз фракций 5-20 и 20-40 мм. Употребляется для нижних слоев покрытий.
Гранитный щебень:
- Содержание зернышек щебня пластинчатой (лещадной) и игольчатой формы, в процентах по массе 18-25. Большой насыпной вес щебня 1,37 т.м3
- Морозостойкость щебня F-400
- Марка гранитного щебня по прочности 1400
- Марка щебня гранитного по износу И-1
- Содержание в щебне зернышек слабеньких пород 0,2-3,5%
- Гранитный щебень соответствует ГОСТ 8267-93
Гранитный дорожный щебень – действенное и износоустойчивое дорожное покрытие.
Щебень фракции 5-10 мм – самый наилучший большой заполнитель для высокомарочного бетона, используемого в заливке мостовых конструкций, Фракции 20-40, 40-70 также пользуется устойчивым спросом и применяется в строительстве и ремонте жд насыпей, трамвайных линий и подушек авто дорог.
Известняк – уникальный строительный материал, владеющий высочайшей устойчивостью к температурным перепадам – он выдерживает до 100 циклов замораживания и оттаивания, не утратив собственных прочностных черт.
Применяется в качестве подушки под дорожное основание, такое, как асфальт, плотный грунт либо бетон.
Известняковый щебень – наименее крепкий, чем гранитный, но прекрасно совладевает со своими задачками в дорожном строительстве.
Известковый щебень:
- Содержание зернышек щебня пластинчатой (лещадной) и игольчатой формы, в % по массе 10-12 % Форма зернышек I
- Содержание пылевидных и глинистых частиц в % по массе 1,5-2 % (0-0,20%)
- Марка щебня по прочности (дробности) др. 11-16% М600(800)
- Содержание в щебне зернышек слабеньких пород в % по массе 5-9 %
- Марка по морозостойкости известнякового щебня F 150
- Насыпная плотность щебня известкового 1300 кг/м3
- Влажность щебня 3-4%
- Пористость щебня 5,4-7,3 % Пустотность 48,1-50,8 %
- Водопоглощение щебня 2,5 %
В отдельную группу обычно выносится так именуемый «кубовидный» щебень (фр.5-20, с содержанием зернышек лещадной и игольчатой формы наименее 15 %). Нередко в ближайшее время его именуют «щебнем грядущего».
Каковы его свойства в сопоставлении с применением обычных видов щебня?
- он прочнее и его «трещинноватость» ниже;
- в 2-3 раза увеличивается долговечность бетонных конструкций и асфальтобетонных покрытий;
- понижается расход щебня и связывающих (битум, цемент);
- коэффициент уплотняемости асфальтобетонной консистенции приближается к единице, что обеспечивает долговечность и наращивает морозостойкость дорожных покрытий;
- понижаются время и трудовые затраты по укладке асфальтобетонного покрытия до 70% (для укладки покрытия требуется всего два прохода катка заместо 10 при использовании обыденного щебня).
Но нельзя забывать о таковой принципиальной характеристике щебня, как радиоактивность. Для строительства дорог употребляется гранитный щебень II класса радиоактивности (от 370 до 740 Бк/кг ).